вторник, 25 сентября 2012 г.

Интервью для Inneractive (рус версия)


1: Talk to me about the mobile ecosystem and the different platforms. How do you view the chemistry and each platform's role? How will this change in the coming years?
Если говорить про андроид рынок, то самое важное, что стоит иметь в виду – это серьёзное разделение аудитории. Юзеры очень жестко делятся на тех, кто готов платить (пусть и в рамках freemium модели) и тех, кто платить не будет точно, ни при каких условиях. Соответственно, разработчик должен быть озабочен вопросом монетизации второй группы игроков. Т е если таргетироваться в том числе и на эту группу, то одними инапами обойтись не получится.



В паре с Эпплом Андроид безусловно выступает ведомым. Но это и не удивительно, я не боюсь переоценить роль appstore, называя его, ни много, ни мало, локомотивом современной игровой индустрии, но с одной оговоркой. Это локомотив нового времени – посткомпьютерной эры. Какие бы не были нынешние позиции ритейла и отдельно консолей и ПК игр, роль мобильного гейминга, а значит, в первую очередь, роль ios будет расти взрывным образом. Это модель гейминга новой эпохи, которая полностью сменит старые формации. Посмотрите на изменение аудитории игр. Как качественное, так и количественное. Посмотрите, кто и в каком количестве играл в 80ые, 90ые и нулевые годы в игры. Посмотрите, кто и сколько играет сейчас. Нишевое развлечение подростков, технофриков и кидалтов привратилось в мощнейшую медийную индустрию, которая совсем скоро станет наступать на пятки музыке, тв и кино.
2: What are your thoughts on Apple's latest legal battles against Samsung, and as an extension, Android?
 Развитие всего западного общества привело сейчас нас к такому положению вещей, что конкурентная борьба осуществляется не только в дизайнерских кабинетах, инженерных студиях или медийных рекламных площадках, но и в судах. Это нормальная практика защиты своих интересов всеми имеющимися способами. Эппл вынужден реагировать на стремительное усиление роли Самсунга на рынке смартфонов. Реагирует он и выпуском пятого айфона и судебными исками. Т е судебные инстанции - это только один из многочисленных фронтов, победа на котором не гарантирует финального торжества. Возможно, Эпплу удастся судебными барьерами защитить свои позиции в США. Если говорить о возможном влиянии этих тяжб на судьбу Андроида... Остановить в суде распространение платформы уже невозможно, его можно замедлить на каких-то региональных рынках, но не более.

3: Will Windows Phone/8 reach its potential or will it disappear in the coming years?
 Мы очень надеемся, что вин8 станет еще одной серьезной силой на рынке OS для мобильных устройств. Очевидно, что Майкрософт приложит все усилия, чтобы создать собственную успешную OS, и мы верим, что ему это удастся. В рамках исповедуемой нами идеи кросплатформенности разработки успех вин8 станет отличным инструментом её реализации.
4: What are five tips you would give any mobile developer just starting out?
Советы вроде бы простые и само собой разумеющиеся. Однако почему-то в процессе работы очень многие забывают о таких очевидных вещах.
 Делать хорошие игры. За всеми разговорами о монетизации, виральности, ретеншене мы порой забываем о том, что главное – это именно создание интересных фановых игр.
 Найти правильного издателя. Задача выбора издателя сравнима с выбором супруга. Не пытайтесь найти лучшего, пытайтесь найти того, кто больше всего подходит именно вам. Сама же необходимость работы с издателем – это аксиома, известная, кажется, абсолютному большинству игроделов.
 Учиться на своих ошибках. Да, абсолютно все, кто хоть что-то делает, совершают ошибки. Не надо их бояться или избегать. Это не принесёт практической пользы. Старайтесь их использовать и извлекать выгоду. Умирайте на первых уровнях, чтобы в итоге пройти всю игру.
 Уважать пользователей. Могу лишь повторить вслед за Google: “dont be evil”. Как-бы не хотелось ускорить вопросы с получением прибыли, не стоит добиваться этого нечестными способами. И это отнюдь не совет романтика. Пользователь гарантированно почувствует, а самое главное, отреагирует на ваши нечестные схемы и недобросовестные приёмы. Играйте с пользователем на равных, и вы не останетесь в проигрыше.
 Получать удовольствие от своей работы. Игра, как и пища, сделанная с любовью, получается куда более «вкусной». Кроме того, заниматься нелюбимым делом – это  ужасная  пытка, на которую некоторые люди себя обрекают. Полюбите свою  работу. В конце концов, делать игры, часто куда интереснее, чем в них играть. 

5: How did you find the development on the different platforms?
 Безусловно, разработка на разных платформах отличается по ряду параметров. Однако Хирокрафт стремиться организовать свою систему разработки таким образом, чтобы все эти особенности были учтены уже в самой архитектуре разработки.
В качестве одного из кирпичика, лежащего в основании нашей системы разработки, выступает мармелад сдк,  позволяющего нам без серьёзных затрат переносить наши проекты на ios, мак, бада, андроид, win.
При этом отрицать наличие определённых трудностей так же не стоит. Не буду оригинальным,  сказав, что главная отличительная черта андроида - высокий уровень фрагментации. Понятно, какие проблемы это рождает, но не совсем ясно, что с этим делать. Хирокрафт стартовал как ява девелопер, и проблема фрагментации там стояла также довольно остро. Поэтому мы стараемся поддерживать максимально возможный парк устройств, адаптируя и приспосабливая наши игры под возможности конкретных устройств.  
Поэтому по сравнению с разработкой на андроид, разработка на ios в техническом плане для нас является куда более приятным делом. 
 Если говорить о bada то главная особенность платформы - серьезно разделение возможностей устройств по сериям. Те игры, легко портируемые на устройства wave серии,  с огромным трудом умещаются в устройства серии m.
6: Tell me your thoughts on monetizing apps. Do you view it as a major challenge and how do you overcome it?
В последние годы, как минимум половина всех разговоров касательно мобильных игр посвящены  вопросам монетизации.  Я не собираюсь преуменьшать важность темы. Новая эпоха требует новых подходов, новых вариантов диалога с пользователями. Что мы видим сейчас? Тотальное увлечение фримиум моделью. Повсеместное её использование, порой необдуманное, не может не вызвать ряда негативных эффектов. Среди них я вижу и нарастание негативного отношения аудитории к данной модели, и перегрев рынков покупки трафика и рекламы, и, как следствие, серьёзное падение прибыли многих разработчиков, что вызовет отказ ряда игроков индустрии от этой модели.
К чему я это: я призываю не зацикливаться на одной-двух удачных моделях, постоянно пробовать и экспериментировать, не принимать решений, основываясь лишь на трендах. Я уверен, что все мы вместе сможем найти новые высокодоходные модели, удобные как разработчикам, так и пользователям.

Комментариев нет:

Отправка комментария

или нечего сказать?